

21 октября 2016 года в культурно-выставочном центре им. Тенишевых состоялся круглый стол на тему: «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ» в рамках Ш международной строительной выставки «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ».
Модератор: А.В.Зенкина - начальник отдела профессионального образования и науки
Участники: Социальные партнеры – участники выставки
Преподаватели ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»:
Павлова И.П – и.о. директора колледжа
Носенко Л.Н. – зав.учебной частью
Нестерова Т.А. – руководитель НСО «Золотое сечение»
Сафонова С.В. – руководитель СЦК
Фомина Е.Ф. – председатель ц/к профессиональных дисциплин
Денисова Н.П. – преподаватель строительных дисциплин
Пилипенко В.Я - преподаватель строительных дисциплин
Фирсова Ж.В. - преподаватель строительных дисциплин
Чукаров В.Ф. - преподаватель строительных дисциплин
Яренская Т.П. - преподаватель строительных дисциплин
Андреева Н.Л - председатель ц/к экономических дисциплин
Захаренкова Н.Н. – менеджер ОРЦ
НАПРАВЛЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЯ :
ВОПРОС: Как обеспечивается подготовка квалифицированных кадров относительно требованиям экономики региона?
Обеспечение квалификации выпускников требованиям экономики региона:
- механизмы гибкой адаптации системы подготовки кадров, к изменяющимся потребностям рынка труда в количестве и качестве рабочей силы (Сафонова С.В.):
• Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и трудоустройства выпускников.
• Оптимизация структуры службы содействия трудоустройству выпускников.
• Открытие нового направления подготовки, для реализации требований региона, по специальности: «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирными домами»
• Организация ярмарок-вакансий, мастер-классов, круглых столов совместно с Центром занятости населения г.Смоленска и кадровыми агентствами.
• Заключение перспективных договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства.
• Участие в международных, всероссийских, региональных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства по стандартам WSR и Abilympics
ВОПРОС: Какие изменения претерпевает учебно-методическое обеспечение образовательных программ?
- совершенствование образовательных программ профессионального образования на основе профессиональных стандартов и внедрения дуальной модели обучения (Фирсова Ж.В., Фомина Е.Ф.):
• Привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации с учётом стандартов WSR.
• Изучение нормативной и методической документации по реализации дуальной модели подготовки рабочих кадров
• Разработка коллегиального органа управления профессиональной образовательной организации (с участием работодателя), так называемого координатора в части реализации дуального обучения
• Заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями по широкому спектру направлений взаимодействия, предусматривающих в том числе оказание финансовой, материально-технической и кадровой поддержки для подготовки кадров в рамках нового формата частно-государственного партнёрства
• Развитие института наставничества
• Организация учебной и производственной практики на базе предприятий-партнёров
ВОПРОС: Каковы современные механизмы оценки качества образования?
- формирование современных механизмов оценки качества образования (Андреева Н.Л. Фомина Е.Ф.):
• Разработка, переработка, подготовка к утверждению материалов для ГИА студентов: программы аттестации, экзаменационные материалы с учетом мнения работодателей
• Включение в состав ГЭК колледжа представителей работодателей в соответствии со специальностями и профессиями
• Включение колледжа в систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ: 2017 г. – образовательная программа специальности 08.02.01
• Организация и проведение демонстрационных экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям
• Анализ потребности в педагогических кадрах и других работниках для колледжа на каждый учебный год
ВОПРОС: Созданы ли в образовательной организации условия для возможности обучения с минимальным отрывом от производства, либо при получении второго профессионального образования?
- сокращение сроков обучения при получении образования разных профессиональных уровней подготовки
(Носенко Л.Н.):
• Внедрение в подготовку рабочих кадров и специалистов индивидуальных образовательных программ.
• Развитие практики целевого обучения по ППКРС и ППССЗ.
- создание условий для развития индивидуальной образовательной траектории обучающихся
(Носенко Л.Н.):
• Разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся по з/о по ускоренному индивидуальному плану обучения ППССЗ
• Внедрение элементов технологии продуктивного дистанционного обучения в образовательный процесс
ВОПРОС: Как планируется осуществлять дальнейшее повышение качества профессиональной подготовки, для удовлетворения текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в квалифицированных специалистов и рабочих кадров?
Обеспечение консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций:
Прекрасной основой для повышения качества профессиональной подготовки выступает кластерная политика. Где основной задачей является обеспечение сотрудничества между предприятиями, образовательными организациями и центральных, региональных органов власти.
Да, уже сейчас социальные партнеры участвуют в организации стажировок и производственных практик на предприятиях, однако создание производственно-образовательного кластера позволит
со стороны работодателей:
– осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- развивать малый и средний бизнес;
- привлечь дополнительные инвестиции;
- обеспечить экологическую безопасность;
со стороны учебной организации:
- повысить качество образовательного процесса, через совместную реализацию образовательных программ;
- внедрять в профессиональную подготовку студентов передовые методы организации труда;
- модернизировать материально-техническую базу;
- повысить у студентов мотивацию к учению, освоению рабочих профессий, специальностей;
- активно влиять на выбор профессии у школьников, повышая имидж рабочей профессии.
- создание условий формирования производственно-образовательного кластера (Носенко Л.Н.):
(пройденные этапы работы колледжем)
• Инициировали решение о создании производственно-образовательного кластера перед Департаментом Смоленской области по образованию науке и делам молодежи; Департаментом строительства и ЖКХ, работодателями и членами Попечительского совета колледжа
• Сформирована рабочая (инициативной) группа в колледже по созданию производственно-образовательного кластера
• Разработана дорожная карта производственно-образовательного кластера
• Разработан перечень нормативно-правовой документации по кластеру
Последующая работа направлена на включение работодателей в подготовительный этап формирования кластера, с последующим привлечением региональных структур, для определения преференций работодателям.
ВОПРОС: Ведется ли подготовка в образовательной организации по наиболее востребованным рабочим профессиям на общероссийском и региональном рынке труда?
- реализация образовательных программ по подготовке рабочих профессий, входящих в ТОП-50 для студентов и выпускников образовательных организаций через многофункциональный центр прикладных квалификаций (Захаренкова Н.Н., Яренская Т.П.):
• На основании банка учебных программ ведется подготовка по востребованным рабочим профессиям входящим в ТОП-50
- Сантехник
- Сварщик
- Мастер столярно-плиточных работ
- Слесарь
• Поддержка движения WSR
- Проведение цикла мероприятий по повышению квалификации и переподготовке творческих групп по внедрению WSR
- Изыскание средств для модернизации СЦК по подготовке участников и экспертов регионального чемпионата "Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia Смоленской области, по компетенциям: «Кирпичная кладка», «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы».
- реализация образовательных программ по подготовке рабочих профессий, входящих в ТОП-РЕГИОН для различных категорий населения; возможность непрерывного образования через многофункциональный центр прикладных квалификаций (Денисова Н.П., Чукаров В.Ф.):
•
- каменщик; - штукатур;
- арматурщик; - сварщик;
- бетонщик; - сантехник;
- маляр; - мастер столярно – плиточных работ
ВОПРОС: Что делается для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи?
Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи:
- развитие школы бизнеса и предпринимательства на основе кластерного взаимодействия (Нестерова Т.А.):
• Отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью
• Обучение предпринимательству, формирование у молодых людей навыков ведения бизнеса в рамках учебных программ отдельных дисциплин и школы предпринимательства
• Участие в бизнес-проекте «Успешный старт»
- создание условий для воспитания молодежи, повышения ее мотивации к проектно-исследовательской деятельности (Нестерова Т.А.):
• Планомерная реализация программы развития исследовательской деятельности в рамках СНО «Золотое сечение» преподавательским составом, мастерами производственного обучения, обучающимися колледжа
• Создание банка данных одаренной молодежи из числа обучающихся школ, ПОО для повышения эффективности исследовательской деятельности, формирующей имидж рабочей профессии
• Внедрение результатов исследовательской деятельности в практическую часть учебных программ и будущую профессиональную деятельность.
В итоге обсуждения были определены приоритетные направления развития Смоленского строительного колледжа до 2020 года, что отражено в программе развития колледжа.